На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Светлана Зуева
    Бить почаще,чтоб у других бывших союзных республик даже тени сомнения не возникло,что их не будет за 10 минут!Как раньше – уже ...
  • Александр Гранков
    Да, враг спит и видит, как бы раздробить Россию, это для них последняя "соломинка".Странные события ...
  • Владимир Елкин
    Нужно подложить под США с разных сторон десяток "Посейдонов" с 100-мегатонной начинкой каждый....и предупредить, что ...В США истерика. N...

К 80-летию Владимира Высоцкого

«И, улыбаясь, мне ломали крылья…»

Почти сорок лет Владимира Высоцкого нет с нами, а песни его, по-прежнему, актуальны и поэзия любима многими.

В 70-е и 80-е годы прошлого века охрипший баритон Высоцкого рвался практически из каждого окна, популярность в народе просто зашкаливала, но официального признания не было. При жизни Высоцкого, не вышло ни одного сборника его стихов.

«Я УШЁЛ ОТ ПЕЛЁНОК И СОСОК…»

Владимир Семёнович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. Отец – Семён Владимирович – военный связист, мать – Нина Максимовна (урождённая Серёгина), референт-переводчик. О своём детстве поэт вспоминать не любил, хотя и утверждал, что помнит себя «лет с двух». Жили они на Первой Мещанской улице в коммунальной квартире, той самой, где «тридцать восемь комнаток». Маленький Володя, обладающий феноменальной памятью, часто радовал соседей на совместных праздниках, рассказывая стихи своим недетским низким с трещинкой голосом.

В 1941 году Володя вместе с мамой эвакуирован в Чкаловскую (ныне Оренбургскую) область, но уже в 1943 они вернулись домой. Наконец кончилась война, строчка из Баллады: «Возвращались отцы наши, братья по домам, по своим, да чужим…» отражает и семейные события. Отец не вернулся в семью после войны, а соединил свою судьбу с Евгенией Лихалатовой. Мать тоже стала устраивать свою жизнь, но отчим не принял Володю.

Не будем обвинять или судить кого-то, в 1947 году Нина Максимовна привела сына на Большой Каретный переулок, в семью бывшего мужа. Вскоре Володя уехал в Восточную Германию, по новому месту службы отца, на два года. Евгения Степановна очень хорошо приняла его и одарила нерастраченной материнской любовью, своих детей у неё не было. Благодаря маме Жене (как он её называл), он полюбил книги, она открыла ему удивительный мир литературы.

«ГДЕ МОИ СЕМНАДЦАТЬ ЛЕТ?..»

Большой Каретный переулок подарил Высоцкому друзей юности: Володю Акимова, Толю Утевского, Васю Кохановского, Лёву Кочаряна. В квартире у Левона собиралась вся гоп-компания, а ещё молодой Тарковский, Шукшин и др. Здесь они весело проводили время. Это им Володя Высоцкий впервые прочёл свои стихи и исполнил песни и был поддержан и понят. Друзья всегда играли огромную роль в жизни поэта. Дружбе он был предан. В любое время дня и ночи, по первому зову друзей, он был готов прийти на помощь. Но, читая о Высоцком в воспоминаниях друзей, слушая его песни невозможно отделаться от мысли, что он был страшно одинок! Парадоксально, не правда ли?

В дом матери Володя возвращается лишь весной 1955 года, в этом же году, по окончании школы поступает в Московский инженерно-строительный институт, исключительно по настоянию родных. Но не проучившись и один семестр уходит из него по собственному желанию. В 1956 году поступает в Школу-студию МХАТ, где знакомится со своей первой женой — Изой Жуковой. В 1960 году, окончив Школу-студию, Высоцкий получает направление в Московский драмтеатр им. Пушкина.

**

ТАГАНКА

Во время съёмок фильма «713-ый просит посадки», в 1961 году, он познакомился со своей второй женой Людмилой Абрамовой. И уже в 1962 году она родила ему сына Артёма, а спустя два года – Никиту.

В Пушкинском театре Володя играет лишь в массовке, его не устраивает это положение вещей, он в поиске. Сначала уходит в Театр миниатюр, а весной 1964 года знакомится с Юрием Любимовым, режиссёром Театра на Таганке. Эта встреча оказалась знаковой. Любимов на прослушивании нового актёра, собираясь уделить ему всего десять минут, в результате слушал песни в исполнении Высоцкого в течение часа и осенью принял его в труппу театра. Опытный режиссёрский глаз не обманул Любимова, Владимир оказался находкой для Таганки.

Параллельно идёт работа в кино: «Карьера Димы Горина», «Короткие встречи», «Вертикаль». Если честно, то последняя картина получилась посредственной, но до сих пор остаётся знаменитой. Мы помним и знаем песни «О друге», «Гимн альпинистов», «Прощание с горами», «Скалолазка» — все они были написаны для этого кинофильма и до сей поры держат его на плаву.

В театре на Таганке в мае 1966 года состоялась премьера спектакля «Жизнь Галилея», с Высоцким в главной роли. Это был большой успех! По свидетельству Марины Влади, за один спектакль он терял до 3-4 кг.

**

«Я ВЕСЬ В СВЕТУ, ДОСТУПЕН ВСЕМ ГЛАЗАМ…»

Наряду с Высоцким-актёром растёт Высоцкий-поэт. Можно сказать, что к 1965 году он прошёл первую четверть своего пути в этой ипостаси. Именно в этот год написаны последние песни из его «блатного цикла», который явился некоей ступенькой в новый виток творчества – военную тематику.

«Мне часто приходят письма, в которых люди пишут: «Помните, как мы с вами под Оршей выходили из окружения…Но не мог я этого сделать, потому что был малолеткой в то время…Военная тема всегда была очень близка мне», — говорил он на своих выступлениях. И это действительно так. Его отец прошёл всю войну и закончил её в Праге, родной брат отца, Алексей Владимирович, — тоже герой войны, полный кавалер ордена Славы. Оба брата матери — военные, младший — Владимир, был связистом, погиб в начале войны. Старший – Сергей Серёгин, был лётчиком-испытателем, который был осуждён в 39-ом за то, что при посадке спас экипаж, а не машину. Он умер в 1964, а реабилитирован был спустя три года. Видеться с дядей довелось только в раннем детстве, от этих встреч осталось у Володи особое тёплое чувство к имени Сергей. И в знаменитой «Песне лётчика» мы слышим: «…таким как при жизни мы были с Серёгой и в воздухе, и на земле.»

Что поражает нас в поэзии Высоцкого? Почему он обрёл такую бешеную популярность в нашей стране? Прежде всего потому что не боялся говорить правду, шёл в разрез с идеологией власти того времени. В своих песнях он всегда говорил от первого лица, отождествляя себя то с иноходцем, то с волком, а то со слесарем первого разряда. И самое поразительное, что в народе бытовало мнение, что он ветеран войны, шахтёр, альпинист, моряк и лётчик. Уголовники тоже считали его «своим».

Для всех и каждого в стране Советов Высоцкий стал своим парнем, людям казалось, что они знакомы с ним лично, и он рассказывает про них. Они смеялись над собой в его песнях и плакали над своей судьбой. Не каждому поэту удаётся стать настолько близким к своему народу. Высоцкий же получил полное признание. Между строк и в каждом слове – глубочайший смысл. Знаменитые Баньки «по-белому» и «по-чёрному» воплотили в себе всю «гулаговскую» боль нашего народа. А помните строчку из «Марша шахтёров»: «И шуточку «Даёшь стране угля!» мы чувствуем на собственных ладонях!». В этих нескольких словах такая ёмкость мысли, что и смеяться, и плакать хочется!

**

«12 ЛЕТ ТОБОЙ И ГОСПОДОМ ХРАНИМ…»

В 1967 году состоялась первая встреча Высоцкого и Марины Влади, его третьей жены. Она прилетела в Москву на V Московский кинофестиваль и её пригласили в театр на Таганке посмотреть репетицию спектакля «Пугачёв». Владимир Высоцкий в нём играл Хлопушу. Вот что вспоминает Марина в своей книге: «На сцене неистово кричит и бьётся полураздетый человек. От пояса до плеч он обмотан цепями. Сцена наклонена под углом, и цепи, которые держат 4 человека не просто сковывают пленника, но и не дают ему упасть.» Она потрясена игрой Высоцкого, силой его голоса, а после репетиции в ресторане, она была околдована его песнями. В 1969 году, приехав на очередной VI кинофестиваль, Марина окончательно связывает свою судьбу с Владимиром Высоцким. И даже спасает ему жизнь, своим авторитетом заставив врачей скорой помощи отвезти умирающего, истекающего кровью Володю в институт Склифосовского. Она сделает для него ещё очень много, бесспорно благодаря ей он прожил эти 12 лет. О чём напишет в одном из последних своих стихотворений.

Марина покажет Высоцкому мир. Благодаря ей его даже выпустят из СССР в Париж, а оттуда он поедет в Мексику и в США, и т.д. Везде он будет давать концерты и иметь ошеломительный успех, поразительно, но даже не знавшие русский язык люди, слушали его как зачарованные. В Париже Владимир знакомится с художником Михаилом Шемякиным, они становятся близкими друзьями. Очень много стихов он посвятит ему. Надо отметить, что власти напрасно опасались, Бунтарь-Высоцкий никогда не мечтал жить в другой стране. Его болью был русский народ — он был несгибаемым патриотом России.

«И СНИЗУ ЛЁД, И СВЕРХУ – МАЮСЬ МЕЖДУ…»

Талант – это не только дар, это ещё и наказание. Он горит в человеке и требует пищи снова и снова. Высоцкий искал новых впечатлений и ощущений. Эти поиски загоняли его в алкогольный тупик, а после и в более страшный. Во время таких поисков он внезапно мог улететь, например, в Магадан. И необязательны были билеты. Если их не было, он шёл прямо к лётчикам и говорил: «Я – Высоцкий», и всё – он уже в кабине пилотов. А потом рождались строки: «И я видел Ногайскую бухту, да тракты, улетел я туда не с бухты-барахты!». Часто он срывался, не выходил на работу в театр, но Любимов всё прощал ему. Другие актёры роптали, злились, завидовали… И однажды на очередное «Почему Высоцкому можно, а нам нет?» получили короткий, но ёмкий ответ режиссёра: «Потому что вы не он».

Он умер 25 июля 1980 года. Сорок два года прожил Владимир Высоцкий. Он не просто жил, он гнал во весь опор своих «коней привередливых», всё ближе и ближе к краю. Он жил и творил в атмосфере постоянной травли от властей. Ему не давали ролей в кино, его не печатали, не пропускали в фильмах его песни, его не признавали поэтом и композитором. Можно представить насколько тяжела для творческой личности невозможность самореализации. Он мог бы сделать гораздо больше и его страшно мучило осознание этого.

«И, улыбаясь, мне ломали крылья, Мой хрип порой похожим был на вой…

И я немел от боли и бессилья, И лишь шептал: «Спасибо, что живой!

Но лопнула во мне терпенья жила, И я со смертью перешёл на – ты.

Она давно возле меня кружила, Побаивалась только хрипоты…»

Сияние звезды

Ну а теперь песни в исполнении Владимира Высоцкого:


Линеечка из васильков

Какие песни в исполнении Владимира Высоцкого еще хотели бы послушать? - Пишите в комментариях...

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх