На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Вячеслаа Кожухов
    https://mirtesen.ru/people/881726690/blog/46924753045История с главарё...
  • Олег Самойлов
    То, что блок создается - это верно, но блоком кто-то и руководить должен...Оптика, микрочипы...
  • Eduard
    Англия ушла из ЕС,но до сих пор пытаются там права качать!Хит-парад обитате...

«Задач впереди больше, чем удалось сделать»

Без малого год назад, в августе 2016 года, министром образования и науки РФ была назначена Ольга Юрьевна Васильева. В таких тонких сферах перемены происходят медленно, а результаты вообще дают о себе знать через годы. Тем не менее, анализировать провозглашённое, начатое, сделанное новым министром можно и нужно. О том, чего удалось добиться О.Ю. Васильевой за год работы в должности министра и что ждёт российских школьников и студентов в наступающем учебном году, – в материале profiok.com.

Внимание к педагогам

Ольга Васильева сразу сказала, что одной из основных своих задач считает укрепление престижа профессии педагога и повышение качества педагогического образования. «Моя важнейшая забота — педагогическое образование, подготовка учителей, иначе мы не сможем решить всех задач», – повторила она в недавнем интервью газете «Известия».

Напомним, что президент РФ Владимир Путин ещё в декабре 2015 года дал поручение разработать национальную систему учительского роста. Суть в том, что работа над повышением качества преподавания и подготовки преподавателей будет вестись непрерывно: учителя будут постоянно повышать квалификацию. В идеале – каждые три года.

Идея, по словам министра, «очень скоро претворится в жизнь». Для начала пройдёт аттестация учителей. Это нужно для того, чтобы определить их уровень владения профессиональными компетенциями. Пока аттестация пройдёт в 13 российских регионах, которые выразили такое желание. Конечно же, ни о каком наказании для тех, кто покажет неудовлетворительные результаты, речь не идёт. Просто исследование поможет понять, как нужно будет выстраивать систему повышения квалификации педагогов, на что обращать внимание в первую очередь. В дальнейшем при выстраивании этой системы планируется учитывать мнение выпускников общеобразовательных школ – спустя несколько лет после того, как они закончат школу. Идёт работа и над подготовкой профессионального стандарта учителя, который должен быть принят к 2020 году.

Квалификация квалификацией, но профессия педагога – это во многом и «человеческий фактор». Как любит повторять Ольга Васильева, образование – это не услуга, а миссия, сочетающая одновременно обучение и воспитание. Важно, чтобы учителя чувствовали внимание государства, а общество, наконец, по достоинству оценило важность и ценность школьного учителя. Здесь хочется сказать, например, о том, что финал конкурса «Учитель года» стараниями Ольги Васильевой прошёл в прошлом году не где-нибудь, а в Государственном Кремлёвском дворце. В июне этого года наставников выпускных классов, чьи воспитанники отличились во время итоговой аттестации, принимал в Кремле Владимир Путин. Кстати, на этой встрече Ольга Васильева во всеуслышание попросила президента показать концерт, посвящённый Дню учителя, на одном из центральных каналов. «В стране пять миллионов педагогов, которые никогда в жизни не видели концерт, посвящённый Дню учителя, в прайм-тайм», – заявила министр, добавив, что личное присутствие президента на концерте, совпадающем с финалом конкурса «Учитель года», и вовсе стало бы «большим счастьем». «Хорошо, сделаем», – ответил глава государства.

Содержание образования

На момент прихода Ольги Васильевой в Минобрнауки действующие Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) были слишком расплывчатыми. В них не было ответа на основной вопрос: что должен знать и уметь ребёнок «на выходе». Поэтому было решено наполнить эти стандарты содержанием. В конце июля закончилось общественное обсуждение проектов новых стандартов с первого по девятый класс. Теперь в них чётко написано, что ребёнок должен знать в каждом классе по каждому предмету. Стандарты ещё не утверждены, но дело явно движется к логическому завершению. Важно, что в обсуждении и подготовке этих документов принимало участие большое количество экспертов: есть шанс, что ничего критически важного упущено не будет.

Изменения ФГОС – лишь часть работы по созданию единого образовательного пространства. Идея министра проста: переходя из школы в школу, в том числе меняя город проживания или даже регион, ребёнок не должен испытывать никаких проблем со школьной программой. На момент прихода Ольги Васильевой в Минобрнауки в федеральном перечне содержалось 1423 учебника. Министр сразу сказала, что это слишком много – и к концу года добилась некоторых подвижек. Например, уже с этого учебного года школьники будут учиться по учебникам, написанным на основе утверждённого историко-культурного стандарта, и будет таких учебников всего две-три линейки. На текущий год запланирована также разработка концепций преподавания физики, химии, биологии и иностранных языков.

При этом, считает Ольга Васильева, дети не должны испытывать никаких перегрузок. Школьное расписание должно составляться так, чтобы не вынуждать детей высиживать по восемь уроков в день, оставлять им время на выполнение домашних заданий, занятия спортом и другую внеурочную деятельность. Кстати, в школьных планах есть так называемая внеурочная деятельность – обязательные 10 часов бесплатных занятий после уроков. По мнению министра, это должны быть занятия спортом, техническим творчеством, музыкой, литературой и шахматами. О шахматах Ольга Васильева в последнее время говорит часто. Оказывается, есть статистика: у детей, которые играют в шахматы, в среднем на 40 процентов выше успеваемость (правда, может быть, наоборот, шахматами интересуются самые способные? – profiok.com). Шахматы хороши не только тем, что развивают ребёнка, но ещё и тем, что не требуют ни больших финансовых вложений, ни организационных мероприятий. Есть разработанные методики, и любой учитель может освоить шахматы сам и научить этому детей.

Особо нужно сказать о том, что с 1 сентября в российские школы возвращается курс астрономии в объёме 35 часов. Возвращается, по выражению Ольги Васильевой, «триумфально». Действительно, ситуация была парадоксальной: в стране, десятилетиями лидирующей в освоении космоса, в школах не изучали астрономию. Несмотря на то, что с этого года предмет станет обязательным, его введение проводится достаточно мягко: например, школы могут сами решать, с какого полугодия включать астрономию в расписание и в каком классе её изучать – в десятом или в одиннадцатом. Всероссийские проверочные работы по астрономии начнутся с 2019 года, ЕГЭ пока не планируется вообще.

Новое качество ЕГЭ

По поводу ЕГЭ можно часто слышать недовольство, но если внимательнее посмотреть на данные опросов, то можно заметить, что среди противников экзамена – в основном, представители старшего поколения. Молодёжь давно уже то ли привыкла, то ли смирилась, а в сознании совсем юных школьников ЕГЭ существовал едва ли не всегда.

Неоспоримая и важная заслуга ЕГЭ – роль «социального лифта». До введения ЕГЭ у многих способных ребят из провинции практически не было шансов поступить в «продвинутые» столичные вузы.

Что касается самой системы, то она постоянно совершенствуется. В этом году из ЕГЭ по физике, биологии и химии был убраны тестовые задания. Таким образом, тестовая часть осталась только в экзамене по иностранному языку.

Результаты ЕГЭ-2017 оказались лучше, чем в прошлом году: зафиксировано намного меньше нарушений, значительно большее количество выпускников справилось с преодолением минимального порога. О коррупции при проведении ЕГЭ давно уже ничего не слышно. Говорят, остался единственный способ получить гарантированного «стобалльника» – отправить ребёнка на год учиться в Дагестан. Желающих, понятно, не очень много, к тому же появились другие способы попасть в желаемый вуз – например, предметные олимпиады или целевое обучение.

Ольга Васильева постоянно говорит о том, что нельзя относиться к баллам ЕГЭ как к цели и превращать обучение в школе в подготовку к ЕГЭ. По её убеждению, в школе нет важных и неважных, нужных и ненужных предметов. Ученик должен полностью осваивать школьную программу, а потом без всякого стресса сдавать выбранные экзамены.

Для того чтобы школьники уделяли внимание всем предметам, появились проверочные работы. После того, как выяснилось, что у школьников утрачен навык так называемого «функционального чтения», то есть способность пересказать прочитанное, зашёл разговор о введении устных тестов по русскому языку в девятом классе, а допуском к ЕГЭ в 11 классе стало сочинение. С 2020 года планируется введение обязательного ЕГЭ по истории, с 2022 года – по иностранному языку.

Подготовка специалистов

В этом году шансы поступить на бюджетные места в вузах имеют 57 процентов выпускников школ. По сравнению с предыдущими годами количество бюджетных мест не уменьшилось, однако они перераспределились в соответствии с государственными приоритетами: больше – на инженерные, технические, педагогические и медицинские специальности, меньше – на юридические и экономические. Высокие баллы ЕГЭ – не единственный способ попасть в престижный вуз. Пропуском на поступление могут также стать победы в предметных олимпиадах, перечень которых утверждается Минобрнауки (в этом году их было чуть менее ста). Другой путь – заключение договора о целевом обучении с предприятием или регионом. Обучение будет бесплатным, однако выпускнику в таком случае предстоит трёхлетняя обязательная отработка.

В любом случае и будущие работодатели, и государство, и сами студенты начали понимать, что задумываться о будущей работе на пятом курсе вуза – слишком поздно. Выпускники вузов нередко жалуются, что устройство по специальности не всегда проходит гладко: работодатели либо требуют опыт работы, либо назначают начинающему специалисту невысокую зарплату, потому что первое время его всё равно придётся доучивать на месте. В планах Минобрнауки – во-первых, изменение правовой основы, чтобы специалистам без опыта было легче устроиться. Во-вторых, студенты смогут начать работать по своей специальности уже во время учёбы. Это будет делаться за счёт создания базовых кафедр, прохождения практики на предприятиях, создания студенческих инновационных предприятий или лабораторий. Новые формы работы для студентов будут создаваться и в рамках Национальной технологической инициативы. Кроме того, вузы в ближайшее время станут центрами не только прикладного знания, но и науки. Один из приоритетных проектов Минобрнауки называется «Вузы как центры пространства создания инноваций». В каждом регионе будет выбран университет, где сосредоточится вузовская наука. Предполагается, что он станет социально-экономическим, научным и культурным центром развития своего региона.

Стоит отметить и успехи в развитии среднего профессионального образования. В последнее время многие ребята после школы поступают не в вуз, а в колледж. И даже если это лишь ступень для дальнейшего пути в вуз (в обход ЕГЭ – profiok.com), общий уровень студентов учреждений СПО, уровень преподавания, оснащения этих учебных заведений постоянно растут. Для улучшения условий обучения создаются межрегиональные центры компетенций. К 2020 году в нашей стране будет двадцать таких центров. Уже известно, что в 2018 году на поддержку региональных программ развития профессионального образования из федерального бюджета будет выделено более миллиарда рублей. Кстати, грань между выпускниками колледжей, готовящих специалистов для высокотехнологичных отраслей, и вузов постепенно стирается: современный рабочий нередко не отличается от инженера или высококлассного программиста. Поэтому в рамках движения WorldSkills, к которому Россия присоединилась несколько лет назад, проводятся и чемпионаты для студентов вузов. Возможно, кто-то из студентов-участников выберет для себя современную профессию, связанную с реальным производством.

Эволюция как стиль

Несмотря на то, что в системе образования за последнее время многое изменилось, Ольга Васильева не делает никаких резких движений. «Система образования консервативна и не терпит революций», – часто говорит министр. Все изменения должны быть только эволюционными, постепенными, обдуманными. При этом обязательно стоит переосмысливать и использовать уже имеющийся опыт. «Всё новое – хорошо забытое старое, но в современных технологических реалиях», – сказала глава Минобрнауки в одном из недавних интервью.

К новым технологическим реалиям министр относится с пониманием: куда ж без них? Обсуждаются проекты НТИ, запускаются платформы онлайн-образования, появились официальные аккаунты министерства в соцсетях. Ольга Васильева понимает, что современных детей и подростков окружает такое количество информации, что их сложно сравнивать с советскими школьниками – реальность вокруг другая. Но это понимание вовсе не сбивает министра с выбранного курса: по её мнению, новые времена нисколько не повлияли на фундаментальные, базовые вещи.

«Я полностью за «цифру» в образовании, но ратую прежде всего за голову. Ускорилось всё, но голова осталась и должна оставаться при любом инструментарии. Самая главная задача педагога – развить и привить желание учиться», – говорит Ольга Васильева. А раз принципы, лежащие в основе системы образования, не меняются, значит, можно использовать прошлый опыт и брать всё самое лучшее, скажем, из советской системы образования. Да и человеческие ценности, которые формирует школа, не имеют никакого отношения ни к временам, ни к технологиям. «Разве любая школа XXI века не должна воспитать личность, уважающую свой народ, ценящую труд? И разве молодому человеку не надо внушать, что он должен трудиться на благо себя и своей страны?» – задаётся вопросом министр.

Многие считают Ольгу Васильеву консерватором. Собственно, она и сама признаёт, что во всём, что касается школы и педагогики, она придерживается консервативных позиций. При таком подходе изменения происходят медленнее, однако и возможные разрушения или ошибки минимизируются.

Подводя итоги года, который она провела в должности министра образования, Ольга Васильева отметила, что год был интересным и сложным, а как одно из достижений отметила, что удалось разобраться в том, что есть, и понять, куда двигаться дальше. Здесь необязательно иронизировать – для годичного срока сделано не так уж и мало, а наличие чёткой стратегии – половина успеха любого серьёзного мероприятия. Впрочем, как сказала министр, «задач впереди больше, чем удалось сделать».

Комментарий profiok.com

«Чем подкупает и располагает министр образования Ольга Юрьевна Васильева – так это последовательностью, – комментирует заместитель директора Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Юрий Смыслов. – Сказала год назад, что лично посетит многие регионы – и действительно часто ездит по стране. Пообещала вернуть в школы астрономию – и довела дело до конца. Отметила, что не сторонница революций и выступает за эволюционное развитие, – и именно такого подхода придерживается даже при формировании собственной команды. Обратите внимание – никаких скандалов и громких увольнений, присмотрелась к имеющимся сотрудникам, с кем-то рассталась, кому-то доверила новые участки, на какие-то позиции привела своих знакомых, на другие долго подбирала людей. Но всё это, что называется, в рабочем порядке, органично, без истерик и потрясений.

Стратегия и понимание того, что и зачем она делает, у Ольги Васильевой, как мы видим, есть, и министр этой выбранной линии последовательно придерживается. Тут можно соглашаться или не соглашаться, критиковать или хвалить, но сам факт осознанности действий уже обнадёживает. Не так опасно ошибиться в выборе стратегии, как не иметь вообще никакой. И консервативность подхода мне, скорее, импонирует: важно дать детям некую базу, основу, научить их учиться и быть достойными гражданами. В конце концов, школа должна готовить детей к жизни, а не к ЕГЭ.

И ещё один важный момент. Наконец-то действия различных ведомств, государства, реального сектора начинают смотреться согласованно. Скажем, мы хотим, чтобы в нашей стране дети интересовались космосом и авиацией. Пока Минобрнауки занималось возвращением в школьную программу астрономии, на экраны вышел прекрасный отечественный фильм «Время первых», страна осваивает космодром «Восточный», а на ВДНХ десятки предприятий ОПК и ракетно-космической отрасли создают центр «Космонавтика и авиация» в заброшенном когда-то павильоне «Космос». Там будут макеты станции «Мир» (полноразмерный!), нового космического корабля «Федерация», орбитальной станции «Алмаз» (тоже полноразмерный, его привезут из ВПК «НПО машиностроения»), там же разместят модель новейшего лайнера МС-21. Представляете, как будет интересно школьникам? В этом же году в МГУ появился факультет космических исследований. По всей стране открываются «Кванториумы», а СоюзМаш и Минпромторг проводят детский фестиваль «От винта!», который посещают первые лица страны. Всё это в совокупности – и есть полноценная государственная политика по формированию человеческого капитала. Думаю, в этих изменениях руководство Минобрнауки играет отнюдь не второстепенную роль».

источник

Картина дня

наверх