Дважды похороненный на фронте и воспетый Константином Симоновым офицер – жив!

Поколение бессмертных

В канун 23 Февраля обзваниваю старых знакомых, чтобы поздравить с Днём защитника Отечества. Номер подполковника Ивана Григорьевича Караваева набирал с душевным трепетом – жив ли, ведь ряды фронтовиков-сталинградцев редеют с каждым годом.

Когда услышал в трубке его бодрый голос, обрадовался:

– Иван Григорьевич, как вы живы-здоровы?

– Не сдаюсь! Мне в нынешнем году 95 лет исполнится, здоровье не очень, но на ногах держусь! – чётко, по-военному доложил Иван Григорьевич.

И добавил: "Забот столько, что помирать некогда!

"

Планы у ветерана расписаны на год вперёд:

"Мы с женой весной планируем отметить 73 года со дня свадьбы, как раз 9 мая 1945 года с Антониной Михайловной поженились. А летом будет 75 лет, как меня в партию на фронте приняли и как я с писателем Константином Симоновым впервые встретился. Мою судьбу он в своём романе "Живые и мёртвые" описал".


Фото: соцсети

Воскресший лейтенант

Наверняка многие помнят главного героя этого знаменитого романа – если не по книге, то по одноименному фильму. Кирилл Лавров сыграл там роль Ивана Синцова, главного героя. Его мытарства стали основой сюжета: лишившись в окружении не по своей вине партбилета и других документов, офицер был вынужден идти в бой рядовым бойцом, кровью доказывать, что он не трус и не предатель.

У Ивана Караваева судьба, пожалуй, сложилась ещё страшнее и круче, чем у его литературного тёзки. Первый раз Караваева заживо похоронили под Сталинградом: медики сказали однополчанам, что он смертельно ранен и что надежды нет. Матери Ивана Караваева сообщили, что её сын геройски погиб.

"Меня тогда ранило в голову и ногу, – вспоминает Иван Григорьевич. – Как выжил, не знаю, видимо, мама Богу за меня хорошо молилась. Ну, и организм был крепкий, из госпиталя недолеченным сбежал, опираясь на костыль. Вернулся в свой полк, там меня в партию приняли. Партбилет хранил возле сердца, дорожил им, словно знаменем".

При штурме Севска летом 1943-го Караваев командовал стрелковой ротой. Бои были страшные, город переходил из рук в руки.

Вражеская пуля сразила его, когда штурмовали уже третью линию обороны. Караваев потерял сознание, по гимнастерке расползались кровавые пятна.


Фото: waralbum

Кто-то из однополчан, наступавших следом, вытащил из кармана сражённого командира роты документы. Наверное, рассудил, что если немцы вдруг отобьют свои окопы назад, то у раненого лейтенанта будет шанс выжить, а с партбилетом – нет: коммунистов фашисты тогда расстреливали.

Очнулся Караваев ночью, он лежал в куче мертвецов. Солдаты из похоронной команды рыли рядом могилу.

– Помогите! Я живой! – окрикнул их Караваев.

Бойцы кинулись к нему:

– Прости нас! Думали, что труп. Ты холодный был, весь в крови.

В госпитале его записали как неизвестного. Пуля прошла навылет рядом с сердцем, лечиться пришлось пять месяцев. Когда пошёл на поправку, началась канитель с выяснением личности. Сверхбдительный тыловой особист счёл Караваева самозванцем:

– На запрос в часть пришёл ответ, что лейтенант Караваев геройски погиб в бою! Шпион ты фашистский – признавайся, а то расстреляем!

Иван стоял на своём:

– Свой я! Не враг, не предатель. Лейтенант, коммунист!

В трибунале долго разбираться не стали: осудили за самозванство и отправили в штрафбат рядовым. В боях за Белоруссию Караваева ранило третий раз. Из госпиталя он уже сам написал в родную часть. Друзья отозвались быстро:

– Мы думали, что тебя под Севском убило!

Сослуживцы подтвердили его личность, и Караваеву вернули офицерские погоны, восстановили в партии.


Фото: личный архив

"Отправили меня после госпиталя в Саратовскую область, в запасной полк, – рассказывает Иван Григорьевич. – Там и встретил Антонину Михайловну, на танцах она мне приглянулась. Расписались мы в День Победы и до сих пор вместе, детям, внукам и правнукам радуемся. До генеральских лампасов я не дослужился, вышел на пенсию подполковником. Но отставным себя не считаю – до сих пор с молодёжью встречаюсь, про войну рассказываю. Живём сейчас с женой на Новгородчине, в городе Валдай".

Симонов назвал его Синцовым

Про свою дружбу с писателем Константином Симоновым Иван Григорьевич вспоминает с нежностью:

"Первый раз судьба нас свела в феврале 1943 года в Ельце. Симонов вместе с артистами был гостем нашего полка, свои стихи читал. А второй раз мы встретились уже после войны, как раз вышел роман "Живые и мертвые". Прочитал книгу и поразился – словно про меня написано, и герой её тоже Иван, как и я, раненым партбилета и документов лишился, но не сломался! Нашёл номер телефона Симонова, позвонил ему, говорю, что Иван Синцов, который Караваев, беспокоит, мы на фронте встречались. В ответ услышал: "Приезжай домой ко мне, записывай адрес!" Встретил Симонов меня радушно, пельменями накормил, бутылку на стол поставил. Рассказал я ему про свои фронтовые дела. Он тяжело вздохнул: "Много таких судеб было на войне, а вышло, что я словно с тебя книгу написал, Ваня".

На память мне он книгу стихов со своим автографом подарил. Когда прощались, назвал меня не Караваевым, а Синцовым, и улыбнулся: "Так мне легче, Ваня, букву "р" с детства не выговариваю!"

Иван Григорьевич, уже будучи в преклонных годах, написал и свою собственную книгу, честно рассказал на её страницах о пережитом и выстраданном. Она – как напутствие молодёжи XXI века от поколения бессмертных.


Фото: личный архив

"Что бы ни случалось, я не терял веры в добро и в справедливость", – написал в ней ветеран.

В День защитника Отечества Иван Григорьевич обязательно позвонит на Украину – там живёт его сын Владимир, полковник в отставке. Как водится, разговор свернёт на политику, и Караваев-старший вновь произнесёт мудрые слова, которые повторял прежде уже десятки раз:

"Уверен, что распри забудутся, что мы будем жить в дружбе с соседями. Мечтаю своих украинских внуков Ивана и Софью обнять.

Наши сердца границами не разделить!"

Источник ➝

Родители будут платить штрафы если их ребёнок оскорбит учителя

В Екатеринбурге старшеклассник напал на пожилого учителя: пришлось вызывать "скорую". В Псковской области ученик ударил и повалил преподавателя на пол. В Москве школьник стал буянить и распускать руки прямо на уроке физики… Образовательные новости последних дней напоминают криминальную хронику, а профессию педагога все чаще называют одной из самых опасных.
 
Новости из российских школ иногда напоминают криминальную хронику. Фото: социальные сети
Новости из российских школ иногда напоминают криминальную хронику. Фото: социальные сети

Общероссийский профсоюз образования разработал законопроект, серьезно ужесточающий ответственность родителей за то, что их дети издеваются над учителями.

Например, если ребенок оскорбляет педагога - штраф до пяти тысяч рублей. Если родители ненадлежаще исполняют свои обязанности - штраф предлагается увеличить в шесть (!) раз - с 500 до трех тысяч рублей. Рекомендуются и поправки в Уголовный кодекс: за нападение, насильственные действия в отношении педагогов - лишение свободы до трех лет.

70 процентов педагогов хотя бы раз подвергались насилию и травле со стороны учеников. Выгорание, уход учителя из профессии уже не редкость

- События, когда учителя становятся жертвами насилия, к сожалению, продолжаются. Когда мы разрабатывали эти предложения, то понимали: в обществе они будут восприняты неоднозначно, - рассказал заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Михаил Авдеенко. - Но мы считаем, что такие законодательные инициативы нужны, потому что это дополнительный правовой механизм. Он не может быть единственным, но может повлиять на ситуацию.

По данным исследования ВШЭ, 70 процентов педагогов хотя бы раз подвергались насилию и травле со стороны учеников. А по данным международных исследований, 57 процентов российских учителей считают, что их труд не ценится в обществе. Риски профессионального выгорания - не пустые слова. И уход учителя из профессии тоже уже не редкость. Но смогут ли изменить ситуацию те же повышенные штрафы?

- Решать задачу следует комплексно. В первую очередь поднимая социальный статус учителя и обеспечивая ему такое положение в обществе, которого он заслуживает, - убежден зампредседателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Смирнов.

В Комитете Госдумы по образованию и науке начали разработку другого законопроекта в защиту учителя.

Рабочее название - "О статусе педагога". В него предполагается включить определенные льготы. Как рассказала зампред профильного комитета Любовь Духанина, предложения по законопроекту уже поступают со всей страны.

Во многих российских школах уже пытаются решать проблему конфликтов с помощью техники:устанавливают видеокамеры. Фото: Сергей Михеев

- Нужно ли повышать ответственность за недостойные поступки детей? Конечно, нужно. Но также нужны системные меры поддержки учителей. Педагогам нужны четкие нормы по трудовой нагрузке. Они хотят получить льготу, по которой их дети учились бы в той же школе или том же детском саду, где они работают. Также предлагается наконец-то навести порядок в системе повышения квалификации, предусмотреть для учителей систему специальной медицинской помощи и реабилитации, - рассказала Любовь Духанина. - Педагогический труд особенный. У нас даже есть такое понятие, как "горловые нагрузки". Конечно, учителя хотят, чтобы и медики подумали об особенных формах поддержки их здоровья. А что касается конфликтов, то, мне кажется, нужно более четко прописать механизм их разрешения, технологию медиации в школе.

41 процент родителей говорят о том, что причиной конфликта в школе может стать стиль преподавания и общения учителя с ребенком (по данным опроса ОНФ и Фонда "Национальные ресурсы образования")

Во многих российских школах уже пытаются решать эту проблему с помощью техники: устанавливают видеокамеры. Как рассказала директор московской школы № 1409 Ирина Ильичева, они есть даже в спортивных залах. А вот в Англии многие учителя даже начали носить мобильные нагрудные видеорегистраторы. Под таким прицелом подростки трижды задумаются, прежде чем хамить преподу, теперь всегда есть что предъявить в суде. И, как уверяют британские педагоги, дети стали вести себя намного лучше.

Впрочем, российские эксперты пока относятся к идее видеорегистраторов настороженно.

- Есть диаметрально противоположные мнения. С одной стороны, видеозапись действительно может помочь в оценке и решении конфликта. С другой - у учителя должно оставаться личное пространство, должна быть защита от круглосуточного наблюдения. Поэтому каждое решение надо сто раз взвесить и продумать последствия, - рассказала на круглом столе в "Учительской газете" директор школы № 1520 имени Капцовых Вита Кириченко. Кстати, законопроект "О статусе педагога" разрабатывается в Госдуме по инициативе именно этого издания.

На круглом столе также были озвучены данные опросов родителей. 41 процент мам и пап говорят о том, что причиной конфликта в школе может стать стиль преподавания и общения учителя с ребенком. 29 процентов указы­вают причину конфликтов еще более конкретно - проб­лемы с классным руководи­телем.

Мнение родителя

Татьяна Суздальницкая, член Экспертно-консультативного совета родительской общественности при департаменте образования и науки Москвы:

- Я против повышенных штрафов. Почему? Оскорбляют и бьют учителей чаще всего подростки из неблагополучных семей. Или, напротив, мажоры, которые чувствуют себя безнаказанными и для родителей которых штрафы вообще ничего не значат.

Но ведь есть и другая категория детей, которая срывается в конфликты. Это дети, которых сам же учитель систематически травил и доводил. Если вводить повышенные штрафы за оскорбление учителя, кто будет оценивать степень оскорбительности? Как подтвердить психологическое давление на ребенка? Все пойдут в суды? Тема очень сложная. И простых решений здесь быть не может.

Главная проблема в том, что система профилактики правонарушений у нас неэффективна. Избавиться же от злостного хулигана школа не может. Вызвать родителей, сделать выговор и замечание, подать сигнал в опеку, в комиссию по делам несовершеннолетних - все. А вот не пускать на урок ребенка нельзя, это будет нарушать его право на образование. Перевести на иную форму обучения тоже невозможно.

У школы должна быть возможность быстро и адекватно защититься от хулигана, который терроризирует весь класс. Причем еще до того, как он совершит серьезный проступок.

Кстати

В Ульяновской области с января этого года начал действовать местный закон "О статусе педагога". В нем есть положения о кодексе профессиональной этики учителя, о создании единой и бесплатной "горячей линии", куда может обратиться педагог. В школах Ульяновской области введены новые должности: педагог-наставник, педагог-методист, педагог-исследователь. Для них предусмотрены серьезные доплаты - от 6150 до 12300 руб­лей каждый месяц. Прием документов на участие в отборе, который позволит учителю получить эту категорию, стартовал 20 февраля. А завершится он 28 февраля.

Популярное в

))}
Loading...
наверх