На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Владимир
    Автор наплел отсебятину, чтобы нас успокоить за глупость российских банкиров.Почему не стоит ж...
  • Надежда Каштанова (казакова)
    всё хорошо закончилосьПропал дед
  • Элеонора Коган
    И шагомер. подарок сыновей, и найденный щеночек Цезарь пробудили в Иване Дмитриевиче интерес к жизни!!!!Пропал дед

Народный идеал красоты: пышнотелые русские красавицы на картинах Бориса Кустодиева

Борис Кустодиев. Красавица, 1915

Борис Кустодиев. Красавица, 1915

Наверное, ни один художник не вызывал такое количество споров и противоречивых оценок, как русский живописец начала ХХ века Борис Кустодиев. Его называли русским Рубенсом, так как он воспевал в своих работах специфическую женскую красоту – наибольшую популярность ему принесли его пышущие здоровьем купчихи и пышнотелые обнаженные русские красавицы.
Кустодиев пытался запечатлеть народный идеал красоты, тогда как сам не был поклонником женщин с пышными формами.
Б. Кустодиев. Купчихи, 1912
Б. Кустодиев. Купчихи, 1912


Художественное направление, к которому Кустодиев тяготел в 1910-е гг., называют неоклассицизмом. Оно предполагало ориентацию на великие образцы классического искусства, на традиции академической живописи. Такие тенденции во многом шли вразрез с авангардными течениями модернистского искусства начала ХХ в. Эстетика модерна ориентировалась на другие стандарты красоты: изысканная чувственность, рафинированный излом, декаданс и усталость. Купчихи и крестьянки Кустодиева были полной противоположностью этим идеалам.

Б. Кустодиев. Купчихи, 1915
Б. Кустодиев. Купчихи, 1915


Обращение Бориса Кустодиева к эстетическим канонам прошлого было своеобразным бегством от реальности – тяжелейшая болезнь (паралич нижней части тела из-за опухоли в позвоночнике) приковала художника к инвалидному креслу, а российские реалии 1917-1920 гг. заставляли бежать в мир фантазий от разрушающегося на глазах старого уклада патриархальной России с купчихами и народными гуляньями в тихих провинциальных городах.

Благодаря работам Кустодиева мы можем сложить представление о дореволюционной жизни поволжских крестьян и мещан, чей быт так полно и красочно отразился в картинах художника.

Б. Кустодиев. Купчиха за чаем, 1918
Б. Кустодиев. Купчиха за чаем, 1918
Б. Кустодиев. Молодая купчиха в клетчатом платочке, 1919
Б. Кустодиев. Молодая купчиха в клетчатом платочке, 1919


Кустодиев – автор целой галереи женских образов. Его часто обвиняли в том, что он изображает не народный, а простонародный идеал красоты, хотя его работы далеки от идеализации – многие видят в них иронию и гротеск. Некоторые критики утверждают, что его творческая манера – это «сон о небывалой России», где дородные женщины символизируют гармонию, покой и уют русского мира.

Б. Кустодиев. Слева – *Купец с купчихой*, 1914. Справа – *Купчиха*, 1919
Б. Кустодиев. Слева – *Купец с купчихой*, 1914. Справа – *Купчиха*, 1919
Б. Кустодиев. Купальщица, 1921
Б. Кустодиев. Купальщица, 1921


Часто моделями для купчих Кустодиева становились представительницы интеллигентной среды – для «Купчихи за чаем» ему позировала Г. Адеркас – студентка медицинского факультета, жившая по соседству. Жена Кустодиева не обладала такими же пышными формами, как его модели. Но когда его спрашивали, почему он пишет дородных женщин, он отвечал: «Худые женщины на творчество не вдохновляют».

Б. Кустодиев. Купчиха с покупками, 1920
Б. Кустодиев. Купчиха с покупками, 1920
Б. Кустодиев. Купчиха, пьющая чай, 1923
Б. Кустодиев. Купчиха, пьющая чай, 1923


Обнаженные пышные русские красавицы вдохновляли не только автора. Говорят, кустодиевская «Красавица» (1915) свела с ума одного митрополита, который признавался: «Видимо, диавол водил дерзкой рукой художника, когда он писал свою «Красавицу», ибо смутил он навек покой мой. Узрел я ее прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои». Критики же видели в этой картине «и любование, и эротику, и иронию».

Б. Кустодиев. Слева – *Купчиха на прогулке*, 1920. Справа – *Купчиха*, 1923
Б. Кустодиев. Слева – *Купчиха на прогулке*, 1920. Справа – *Купчиха*, 1923
Б. Кустодиев. Слева – *Купальщица*, 1922. Справа – *Русская Венера*, 1925-1926
Б. Кустодиев. Слева – *Купальщица*, 1922. Справа – *Русская Венера*, 1925-1926


В. Володарский писал о кустодиевской красавице: «Восторг перед плотской красотой этой купчихи, ее здоровьем, примитивной радостью бытия и злая ирония – вот комплект чувств, которые испытываю я при виде картины». Наверное, такие же противоречивые эмоции испытывает и современная публика, глядя на работы художника.

Б. Кустодиев. Слева – *Купчиха на балконе*, 1920. Справа – *Купчиха с зеркалом*, 1920
Б. Кустодиев. Слева – *Купчиха на балконе*, 1920. Справа – *Купчиха с зеркалом*, 1920
Б. Кустодиев. Купчиха, 1920
Б. Кустодиев. Купчиха, 1920


Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/040116/27873/

Картина дня

наверх