На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Anatoly Kiselev
    Потому что это дешовые не квалифицированные рабочие руки.Мрачные прогнозы ...
  • Сергей С
    ВЧЕРА АЗЕРБАЙДЖАНЕЦ ЗАРЕЗАЛ МОСКВИЧА! НА ЭТО ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!Мы уходим из Арца...
  • Сергей С
    ДУРАЧОК! АРМЯНЕ ШАУРМОЙ И ЧЕБУРЕКАМИ НЕ ТОРГУЕТ! БЕЗДАРЬ ПОПУТАЛ С ДРУГИМИ "ЦЕННЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ"!Мы уходим из Арца...

91-летний пенсионер из уральского села продлил водительские права до 2025 года

В розовой карточке водительских прав Аркадия Васильевича Чудиновских, как у всех, значится год рождения и срок действия документа. Разрыв между двумя датами - век. Родился старейший на Урале водитель 1 октября 1925 года, а его нынешние права действительны до 2 апреля 2025-го. Общий водительский стаж долгожителя перевалил за 74 года.

 

"Приезжайте, - отвечает мне по телефону бодрый голос. - Я вам могу столько о своей жизни рассказать, что на роман хватит". Приехали. Живет Чудиновских в селе под Екатеринбургом, в старой типовой трехэтажке, вдвоем с женой.

- Да вы проходите, садитесь! - приглашает Светлана Васильевна.

Заметно моложе мужа, она поминутно вспоминает эпизоды его жизни. 

- В этот раз ему бумажка пришла - штраф на 800 рублей за то, что наехал колесом на разделительную полосу, которую под грязью на дороге видно не было. Камера, мол, все зафиксировала. 20 лет здесь живем - первый штраф получили. А я вот все жду, когда же он подальше своим колесом заедет, так, чтоб уж его прав наконец лишили. Чтобы мне не приходилось больше за него волноваться, ждать каждый раз как на иголках, когда он в пути, - рассказывает женщина.

А Аркадий Васильевич подробно пересказывает историю своей жизни, которая с самого начала оказалась связана с машинами. В 15 лет, перед войной, он занимался в детской технической станции в Кирове, откуда родом. Изучил устройство мотоциклов, автомобилей, тракторов, научился ими управлять. Там и зародилась его любовь к технике, оказавшаяся на всю жизнь. В 17 лет хотел уйти на фронт, даже сумел в документах прибавить себе год. Но обман не удался: оставили в тылу. В 1942 году он получил свои первые права, сохранившиеся в семейных архивах до сих пор, и стал работать на заводе шофером. Позже на том же заводе собирал "Катюши", устанавливая их на шасси грузовиков.

 

В 1947 году с молодой женой перебрался на Урал, в Нижний Тагил. Поначалу стал работать на заводе бригадиром, потом его назначили руководителем областного мотоклуба. Теперь бригадиром он работал лишь полсмены, а в остальное время тренировал команду Свердловской области по мотокроссу. Выступал и сам: взял первое место в Кубке РСФСР по зимним гонкам, за что получил серебряный портсигар. Вещь, по сути, совсем ему не нужную: Чудиновских никогда не курил, да и не пил, к слову.

- Потом на торфяник потребовался механизатор по тракторам. Надо было наладить производство торфяных брикетов, чтобы было чем топить Тагил. Там я стал сначала главным механиком, а потом самым молодым директором, - рассказывает Аркадий Васильевич. - По доносу главбуха меня посадили. Через 4 месяца, правда, выпустили, но я зарекся: директором больше не буду никогда. И пошел работать механиком на металлургический завод.

После тяжелого разрыва с женой уехал в самый дальний леспромхоз Свердловской области, где прожил 20 лет. Машины, большие и маленькие, сопровождали его и в этой глуши. А вот своя появилась далеко не сразу: только в 46 лет смог купить себе "Запорожец". Говорит, ездил на нем везде, даже на свадьбу к сыну за сотни километров.

Впрочем, ничего с тех пор существенно не поменялось. Даже разменяв десятый десяток, Аркадий Васильевич продолжает крутить баранку. Правда, теперь у него не "Запорожец", а старая "Нексия".

- Только что приехали, ездили в банк, на базар. Он вообще может с утра встать и, ничего не сказав, уехать куда-нибудь. В санаторий за 130 км сам тоже ездит, - рассказывает супруга. - Уехал как-то, звонит на следующий день: "Света, я права дома забыл". Неделю искала, с кем ему их передать! Повезло, что не остановили, не попросили предъявить документы. Но что я удивляюсь: он всегда очень аккуратно водит, строго по знакам. К машине своей никого не подпускает, до сих пор ремонтирует все сам.

Действительно, Чудиновских - человек редкий, если не сказать уникальный. Он до сих пор регулярно занимается спортом: делает гимнастику, ежедневно проходит по 5 км скандинавской ходьбой. Раньше еще и плаванием увлекался. Работал до 85 лет, сам каждый день ездил из пригорода в Екатеринбург и обратно. Зрению позавидует и 40-летний: очков не носит, видит все прекрасно и без них. Давление в норме, температура выше 36,6 не поднималась никогда.

Потому-то врачи и подписали ему справку на продление водительских прав. Хотя, как говорит Аркадий Васильевич, терапевт настоятельно советовал "завязывать". Но он - ни в какую.

- Как я хотела, чтобы ему не дали медсправку, - сетует Светлана Васильевна. - У него же два года назад инсульт был. Он, конечно, быстро оправился, но мало ли что может еще случиться. Справку подписала та же врач, что лечила его тогда. Говорит: пожми мне руку. А он ей так пожал, что она аж вскрикнула.

Мы попросили Аркадия Васильевича прокатить нас на своей машине. "Пожалуйста, - говорит, - садитесь". Тронулись. В салоне играет шансон, водитель осторожно объезжает ямы на дороге и попутно дает советы:

- Машину в морозы можно не прогревать, а включить двигатель не выше тысячи оборотов и потихонечку ехать. Так все прогреется еще лучше: и коробка передач, и трансмиссия. Только водителей сейчас этому не учат. Их вообще ничему толком не учат. Матчасть не преподают как надо. Вот и получается, что он ведет машину, а сам толком не знает, что у него под капотом. Я своих механиков всегда учил: если не потратить 10 минут, чтобы помазать где надо, потом придется потратить 10 дней и уйму денег на ремонт.

 

...Разговоры о том, что нужно установить верхний возрастной порог для водителей, ведутся давно. Дескать, пожилые люди чаще страдают серьезными заболеваниями, так что вероятность того, что они спровоцируют ДТП из-за внезапного приступа, слишком высока. Но до сих пор все подобные законопроекты отклонялись. Во-первых, они ограничивают пенсионеров в правах, а во-вторых, можно и в 30 лет иметь клубок серьезных болезней. Потому автоинспекция, принимая решение, выдавать ли кому-либо права, по-прежнему руководствуется исключительно заключением врачебной комиссии.

- Для нас водители не делятся ни по гендерному признаку, ни по возрастному. Если медики установили, что скорость реакции позволяет человеку управлять автомобилем, что у него нет заболеваний, препятствующих вождению, то он получает водительское удостоверение сроком на 10 лет, - говорит представитель УГИБДД по Свердловской области Татьяна Бердникова. - Что бы ни говорили, врачи сегодня достаточно тщательно подходят к осмотру водителей.

Между тем автоэксперты считают, что медкомиссию все же необходимо модернизировать. Пока она проходит слишком формально: руки-ноги на месте, значит, можешь водить. Обследовать водителей, особенно после определенного возраста, нужно все-таки строже. Как отмечает председатель комитета по защите прав автомобилистов из Екатеринбурга Максим Едрышов, следует при этом обратить внимание на опыт других стран.

- В Белоруссии медсправка действует два года. Если во время ДТП у человека не было при себе заключения от медиков, он автоматически признается виновным, и это впоследствии сильно отражается на цене страховки. Думаю, это разумный подход, и в России стоило бы сделать так же. У нас справка формально тоже действует два года, но по факту российские автомобилисты показываются врачам лишь раз в 10 лет, когда нужно менять удостоверение. А это действительно слишком редко, особенно когда водителю за 70.

 Надежда Гаврилова (Екатеринбург)

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх