Мальчики — налево. Чем закончился гендерный эксперимент в советской школе

65 лет назад, 18 июля 1954 года было опубликовано постановление Совета Министров СССР «О введении совместного обучения в школах Москвы, Ленинграда и других городов».

Ученики за партами на уроке в сельской школе, 1928 г.
Ученики за партами на уроке в сельской школе, 1928 г. © / / РИА Новости

 

До этого в течение 11 лет мальчики и девочки в советских школах обучались раздельно. Но не во всех. Впервые о раздельном обучении в СССР задумались накануне Великой Отечественной войны, однакое нападение Германии помешало осуществлению школьной реформы.

И только в 1943 году постановлением Совнаркома раздельное обучение мальчиков и девочек было введено в Москве, Ленинграде, в столицах союзных и автономных республик и крупных промышленных центрах.

Одним из аргументов в пользу раздельного обучения стало утверждение о том, что природа детей в зависимости от половой принадлежности различна, поэтому девочек в школах необходимо готовить к будущей жизни иначе, чем мальчиков. Раздельные школы предполагалось сделать образцовыми по сравнению с обычными совместными. Государство озаботилось сделать из мальчиков «мужчин-защитников», а из девочек — «матерей-тружениц». Соответственно, в женских школах девочки стали изучать педагогику, рукоделие и стенографию, а в мужских преобладали начальная военная и физическая подготовки. Нововведение планировали осуществлять поэтапно, в 1945 году оно распространилось на 146 городов, на практике же реорганизация школьного образования охватила примерно пятую часть средних школ страны, исключая школы в маленьких городах и в сельской местности.

Каждому — своё

В Российской империи раздельное обучение практиковалось почти во всех гимназиях, прогимназиях, пансионах, реальных училищах и других средних учебных заведениях. Совместное обучение допускалось лишь в некоторых частных школах. Тогда юноши и девушки изучали разные науки и получали различные жизненные навыки. Считалось, что только мужчины могли быть государственными служащими, а девушек готовили к роли жены, матери и хозяйки. Совместное же обучение многие родители учеников считали просто-напросто неприличным. Среди обязательных предметов в женских гимназиях были домоводство, рукоделие, иностранные языки и уроки словесности. Обязательными были также гуманитарные науки и танцы. Учебные программы для юношей отличались куда большим разнообразием и обширностью. Помимо гуманитарных, они изучали и точные науки.

Советская власть ликвидировала царскую систему среднего образования и в 1918 году объявила о создании единых трудовых школ, введя совместное обучение детей. Это должно было устранить неравноправие женщин и мужчин в области образования. Слово «класс» большевиками поначалу вообще не употреблялось. Начальная школа считалась школой первой ступени, семилетка — школой второй ступени, десятилетка — школой повышенного типа. Призыв Крупскойк разрушению старой школы некоторыми был воспринят буквально — на свалку истории выбрасывали не только дореволюционные учебники, но и учебные пособия и парты, вместо которых использовали сколоченные из досок столы. Кстати, единой новая школа стала называться ещё и потому, что была призвана заменить все средние учебные заведения императорской России.

Когда проблема равного доступа к школьному образованию была решена и к совместному обучению привыкли, новый секретарь ЦК ВКП(б) Щербаков поручил Наркомпросу подготовить материалы о целесообразности введения раздельного образования. Среди его преимуществ указывалось то, что природа девочек и мальчиков различна и что раздельное обучение способствует повышению уровня дисциплины. Однако вырастить «советских гимназисток и кадетов» в итоге так и не получилось.

В 1952 году министр просвещения РСФСР Иван Каиров пожаловался на резкое увеличение случаев нарушения дисциплины учащимися мужских школ. Для того, чтобы как-то упорядочить поведение «одичавших» учеников, в некоторых мужских образовательных заведениях в качестве поощрения стали устраивать вечера с танцами и приглашёнными девочками из женских школ. Советская школа, как водится, никакого полового воспитания не вела, но из школьной программы по биологии в начале 1950-х годов на всякий случай убрали даже сведения о железах внутренней секреции.

 

М и Ж снова вместе

Если подготовка к раздельному обучению в предвоенный и военный период велась в недрах партаппарата и госструктур, то в начале 1950-х годов в стране развернулась открытая и горячая дискуссия о судьбе этой системы. В апреле 1950 года в «Литературной газете» была опубликована статья профессора Виктора Колбановского, в которой говорилось о необходимости пересмотра практики раздельного обучения в школах СССР. Высказав ряд убедительных доводов в защиту совместного обучения, он предложил заинтересованным ведомствам детально проработать эту проблему, которая напрямую затрагивала миллионы советских граждан.

Только с апреля по август «Литературка» получила около тысячи писем с откликами на публикацию Колбановского. Писали люди разного возраста и разных профессий — от школьников и домохозяек до рабочих, инженеров и военнослужащих. Большинство выступало за возврат совместного обучения в школах, лишь очень небольшая часть авторов писем высказалась в пользу сохранения раздельного обучения. Многих волновало, что вместо товарищеских отношений в школах с раздельным обучением нередки случаи «мещанского отношения к дружбе» мальчиков и девочек.

 Комсомолка Людмила Черногубовская писала о своей сестре-восьмикласснице: С мальчиками она встречается на вечерах в школе и дома. Судит она о них, в основном, по тому, насколько хорошо они танцуют" ("Литературная газета", 1950 г., № 36).

Кроме всего прочего, сменивший Сталина Хрущёв посчитал необходимым отменить раздельное обучение на том основании, что оно, по его мнению, не соответствовало задачам коммунистического воспитания молодёжи. В тот период оно сохранилось только в суворовских и нахимовских училищах.

Источник ➝

Инсулин из лопуха. Какие травы наладят обмен веществ и снизят сахар

Вынужденно сидя дома со своими «лучшими друзьями» – телевизором и холодильником, многие сбили углеводный обмен.

Как нормализовать обмен веществ с помощью сахароснижающих растений, рассказала президент Профессиональной ассоциации натуротерапевтов, профессор Татьяна Киселёва.

Выводим лишнее

Иногда так хочется сладкого, что отвлечься от этой навязчивой идеи невозможно. Так организм сигналит нам, что ему нужна энергия или он находится в стрессовом состоянии и нуждается в релаксации. Неслучайно в восточной медицине сладкий вкус считается лечебным при ряде заболеваний и состояний.

Например, сладкое полезно в жару, оно «осаждает» в организме излишний жар, помогает сердцу, увлажняет и не даёт пересыхать тканям тела. Сладкое – универсальный антистрессовый фактор и самый быстрый источник энергии, особенно для мозга, сердца, мышц. Глюкоза (в том числе та, которая образуется за счёт расщепления сахара в организме) обладает также способностью поддерживать барьерную функ­цию печени против токсических веществ.

Оборотная сторона медали не столь радостна. Углеводный обмен легко сбить (практически все мы за время карантина это сделали) и очень трудно восстановить. Зависимость организма от потребления избыточных количеств сладкого сродни наркотической: чем больше ешь, тем больше хочется. И опасность не только в рафинированном белом сахаре, но и в скрытых сахарах, которых полно в готовых продуктах, полуфабрикатах, соусах, соках, газировках, выпечке и прочих «вкусностях». Плюс малая подвижность способствует снижению чувствительности клеток к инсулину, развитию застоя крови и энергии в организме.

Предотвратить развитие сахарного диабета и нормализовать обмен веществ поможет ежедневное употребление сахароснижающих пищевых и лекарственных растений. В мае-июне они повсюду – буквально на расстоянии вытянутой руки.

Излишки воды и глюкозы будем выводить с помощью мягких диуретиков: укропа, кинзы, петрушки, листьев салата, редиса, молодых пестиков хвоща, свежесмолотого и свежезаваренного кофе (лучше не из кофемашины), чая из листь­ев берёзы (собираем до праздника Троицы и сушим) и подорожника, травы спорыша (травушка-муравушка), цветков липы и бузины чёрной, свежезаваренного чёрного и зелёного чая.

Чем полезны огурцы

Некоторые растения содержат инсулиноподобные вещества – растительный инсулин, который, в отличие от животного, имеет небелковую природу и не разрушается в желудке. Очень богаты растительным инсулином крапива, лопух, одуванчик, черника (ягоды и листья), клевер, зелёные стручки фасоли, обладающие доказанным анти­диабетическим действием. Инсулиноподобным действием обладает свежий сок целого ряда овощей, наиболее активными считаются соки картофеля и листьев капусты, к которым в соковыжималку для усиления эффекта добавляют петрушку, морковь, салат-латук, свёклу, молодые листья крапивы, одуванчика, подорожника большого, цикория.

Улучшают чувствительность тканей к инсулину (что особенно важно при диабете 2-го типа) или оказывают инсулиноподобное действие также многие пряности: корица, гвоздика, мускатный орех, кардамон, имбирь.

Многие овощи и крупы богаты пищевыми волокнами, важными для снижения сахара. (Кстати, восточная медицина в отличие от западной не запрещает крупы при сахарном диабете.) Среди них пектин, который оказывает регулирующее действие на иммунную систему кишечника, отлично выводит токсины и избыток глюкозы, обладает антимутагенным действием. Сейчас в качестве источника пектина используем лимон, свёклу и огурцы. А огуречный пектин вызывает ещё и увеличение секреции инсулина, благоприятно действует на обмен жиров.

Для снижения уровня сахара в крови полезно обогащать рацион щелочными радикалами. В слабощелочной среде глюкоза может спонтанно превращаться во фруктозу и маннозу, для усвоения которых не требуется инсулин. Наибольшую щёлочность имеют: редька, свёкла, морковь, сельдерей, салат-латук, шпинат, огурцы и ягоды, картофель, зелень одуванчика, ревень, смородина, персики, чернослив и сушёные яблоки.

Важны для регуляции обмена сахара и жиров макро- и микроэлементы. Магний накапливается в пшене, овсе, зелёном горошке, укропе, петрушке, свёкле, салатных листьях. Много цинка в чесноке, репчатом луке, моркови. Йод содержится в рыбе, водорослях, чесноке, свёкле, чёрной смородине, землянике. Для образования инсулина и утилизации глюкозы наиболее важны соединения хрома и марганца. Основные источники хрома – говядина, печень, цельнозерновые крупы, свёкла, грибы; марганца – пряности, а также шпинат и зелёные листья других овощей, крупы – пшеница, полба, гречка, пшено, свекла и морковь, зелёный горошек и фасоль, пивные дрожжи и миндаль.

С позиции восточной медицины сахарный диабет относится к болезням вследствие недостаточности инь (влажного, прохладного) и «возгорания» внутреннего жара.

Погасить «жар» помогают «горькие» продукты: салат с добавлением листьев одуванчика (предварительно обдать кипятком), кочанных салатов и салата-латука, артишоков. Добавят организму инь свёкла, варёный картофель и кисломолочные продукты.

"Приходит Саврасов седой, грачи, говорит, прилетели..."

Текст: Дмитрий Шеваров

Алексей Кондратьевич Саврасов писал пасмурные, слякотные деньки, раскисшие дороги, слабые огни глухих деревень. Эстеты еще в ХIХ веке сетовали на то, что в саврасовских картинах нет ничего привлекательного. Но вот уже больше ста лет люди приходят в Третьяковскую галерею, чтобы увидеть грачей, что прилетели в село Молвитино (ныне это поселок Сусанино Костромской области) и расселись на старых березах.
 Фото: Балабанов/РИА Новости
Фото: Балабанов/РИА Новости

И поэты из всех выдающихся полотен почему-то выбирают именно саврасовских грачей.

Нет в русской живописи другой картины, которая бы так часто являлась в поэзии. Очевидно, нашу привязанность к Саврасову можно высказать только стихами, как только в стихах можно выразить первую любовь, нахлынувшую вместе с сырым мартовским ветром. Замечательно сказал о картине "Грачи прилетели" мой старший товарищ, журналист и поэт Ким Смирнов: "Тут кончается живопись и начинается великая русская поэзия..."

В моей юности был такой фильм - "Сто дней после детства". Там вожатый в пионерлагере показывает ребятам на экране слайд с Джокондой и просит их подумать над загадкой этого портрета. А ребята не видят ничего загадочного: ну сидит себе женщина, улыбается. Вожатый убеждает: думайте, вглядывайтесь, ведь сотни лет люди ломали головы над таинственной улыбкой Джоконды...

Когда мы писали в школе изложение, учитель не требовал от нас что-то разгадывать у Саврасова. Он просто прикреплял репродукцию повыше, чтобы и с последней парты были видны грачи, и говорил: "Напишите про весну..." И мы вздыхали над тетрадкой, грызли ручки, поглядывая то на картину, то на соседку по парте, то за окно, где росли такие же березы, как у Саврасова

Правда, не было за нашим школьным окном такого храма, как на картине, и не звенели колокола, но звенели трамваи. И звон этот был вешним и свежим, совершенно саврасовским.

Зимой ведь трамваи почему-то не звенят. Они начинают звенеть в конце марта, когда грачи прилетают.

 

Три стихотворения об одной картине

Стояли они у картины:

Саврасов. "Грачи прилетели".

Там было простое, родное.

Никак уходить не хотели.

Случайно разговорились,

Поскольку случилась причина.

-Саврасов. "Грачи прилетели"-

Хорошая это картина.

Мужчина был плохо одетый.

Видать, одинокий. Из пьющих.

Она - из не больно красивых

И личного счастья не ждущих.

Ее проводил он до дома.

На улице было морозно.

Она бы его пригласила,

Но в комнате хаос и поздно...

 

Давид Самойлов, 1960-е

 

* * *

 

...Как в гостиницах

Шишкинские канители

Этих сосен и елей

Развес и наклон,

Так сегодня - Саврасов,

"Грачи прилетели"

Наштампован в апреле

И в жизнь проведен.

Он бросает готовое,

Птиц не осилив.

Ветки долго пустуют

Под небом нагим.

Но приходит на помощь

Художник Васильев

И рисует грачей

Одного за другим.

То слетаются, то

Разлетаются тучей,

Обживая вне рамы

И в раме жилье.

И бросается гвалт,

Этот гомон летучий,

То ль в окно мастерской,

То ль из окон ее.

Белый храм, над которым

Грачиная давка,

То к глазам подплывает,

То, как по ветру, - вспять.

То, что надпись над ним

"Керосинная лавка"

То является, то

Исчезает опять.

Тают черные сучья

И синие вены.

Но, Творец, а художники?

Где же они?

Беспорядок, беспамятство...

Благословенны

Эти первые ночи

И первые дни!

 

Владимир Соколов, 1967

 

* * *

 

В гостинице, в номере "люкс",

Сижу, завываю, как люпус,

И на передвижников злюсь:

Зачем увеличивать скуку?

Как славно написана рожь,

Как вольно она колосится!

Как жаль, что сюда не войдешь

В обнимку с молоденькой

жницей.

Ты только что встал

на постой,

Прилег на казенной постели -

Приходит Саврасов седой,

Грачи, говорит, прилетели.

 

Алексей Решетов, 1970

 

 

Картина дня

))}
Loading...
наверх